2.7 Приводы дроссельного регулирования с импульсной системой ЧПУ прессов для автоматизированного раскроя

Простейшей реализацией числовой программы является пре­образование числа, выражающего размер перемещения, в пос­ледовательный ряд импульсов, каждый из которых эквивалентен перемещению на один и тот же шаг. Действительно, пе­ремещение рабочего органа на расстояние 10 мм доста­точно просто осуществить, сообщая 1000 раз перемещения по 0,01 мм.

Изменяя скорость ввода импульсов, можно изменять скорость движения рабочего органа. Вводя по каждой из координат стан­ка перемещения импульсами в количествах и с частотой, пропор­циональными требуемым размерам и скоростям перемещений, можно заставить инструмент и заготовку непрерывно переме­щаться по законам, необходимым для обработки детали. При импульсном вводе числовой программы задача привода сводится к восприятию электрического импульса и отработке его с уси­лением, необходимым для перемещения рабочего органа. Для этих целей в Экспериментальном НИИ металлорежущих станков под руководством Г. И. Каменецкого [9] были созданы следящие гидроприводы дроссельного регули­рования, называемые шаговыми электродвигателями с гидроуси­лителями момента.

Привод с поворотным золотником.

Привод с поворотным золотником имеет шаговый электродвигатель с гидравлическим усилителем (рис. 2.8). Шаговый электродвигатель ШЭД характеризуется тем, что при подаче на его вход электрического импульса он поворачивается на определенный угол, например 1,5 ° модели ШД-4.

1

Рисунок 2.8 – Конструктивная схема гидропривода с шаговым электродвигателем   и гидроусилителем момента поворотного типа

Развиваемый при этом момент на выходном валу 1 шагового двигателя невелик, однако достаточен для поворота золотника 4, жестко с ним со­единенного. Этот золотник работает так же, как четырехщелевой дроссельный золотник с осевым перемещением, однако для гидростатической уравновешенности в нем выполне­но удвоенное количество всех элементов: два подвода 7 масла под давлением, два слива 8 в резервуар, по паре отводов 5 и 6 к гидродвигателю Д и четыре пары рабочих щелей (по две у каждого подвода и слива). При повороте шаговым двигателем золотника на импульс, например по часовой стрелке (рис. 2.8), масло под давлением поступает в отвод 6, а отвод 5 соединяет­ся со сливом. Под действием разности давлений в отводах 5 и 6 гидродвигатель начинает вращаться, увлекая за собой втулку 3, которая жестко соединена с ротором гидродвигателя. Враще­ние втулки по часовой стрелке будет продолжаться до тех пор, пока окна во втулке не займут среднего положения относитель­но рабочих кромок золотника. При этом уравняется дросселиро­вание масла в щелях, ведущих к отводам 5 и 6 и давление в са­мих магистралях. При подаче последовательного ряда импуль­сов вал шагового двигателя будет вращаться со скоростью, определяемой частотой ввода импульсов. С такой же скоростью будет вращаться ротор гидродвигателя, отставая по углу пово­рота на величину, определяемую размером открытия окон во втулке, требуемым для пропуска количества масла, необходимого для вращения гидродвигателя с заданной скоростью. Тем самым при работе привода образуется погрешность воспроизведения, пропорциональная скорости движения. Конструктивно корпус 2 гид­роусилителя выполнен таким образом, что при повороте втулки 3 на любой угол сохраняется связь между соответствующими ка­налами в корпусе и втулке. Корпус гидроусилителя непосредст­венно присоединяется к корпусу гидродвигателя, чем достигает­ся компактность конструкции и малая длина трубопроводов меж­ду усилителем и   гидродвигателем.

Структурная схема привода с гидроусилителем момента и им­пульсной системой ЧПУ для одной координаты приведена на рис. 2.9. Магнитная головка считывания МГС считывает с маг­нитной ленты импульсы, которые в электронном кодовом преоб­разователе ЭКП усиливаются и перерабатываются в форму, необходимую для управления шаговым электродвигателем ШЭД. Введенные в шаговый двигатель импульсы преобразуются при­водом в поворот вала гидродвигателя Д на определенный угол и с заданной скоростью. Вращение вала гидродвигателя через редуктор Р и шариковый винт сообщается рабочему органу РО станка. Штрихпунктиром обведен собственно электрогидравли­ческий привод, имеющий внутреннюю обратную связь по положению.

2

Рисунок 2.9 – Структурная схема привода с гидроусилителем момента поворотного типа и импульсной системой ЧПУ

Гидроусилитель момента с импульсной системой ЧПУ образу­ет разомкнутый привод, у которого выходное перемещение гид­родвигателя или рабочего органа не сравнивается с заданной на магнитной ленте программой. Поэтому при пропадании отдель­ных импульсов на магнитной ленте или в электроагрегатах до шагового двигателя они в дальнейшем не отрабатываются и на детали образуется невосполнимая погрешность, размер которой пропорционален количеству пропавших импульсов. Это обстоя­тельство явилось причиной того, что приводы с импульсной си­стемой применяются главным образом при непродолжительной программе обработки – в пределах 20 – 30 мин на станках не­больших и средних габаритных размеров. Для повышения на­дежности работы станка, оснащенного таким приводом, часто повторяют начало каждой операции от одной и той же началь­ной точки, при котором сбрасывается программа предыдущей обработки (токарные станки модели АТПР). Для обеспечения высокой надежности считывания импульсов служит большая скорость протягивания магнитной ленты 200 мм/с, что в 4 – 8 раз повышает ее расход относительно фазовой системы управления, где скорость протягивания составляет 50 – 25 мм/с.

3456Рассмотрим некоторые кинематические особенности привода с импульсной системой ЧПУ.

Размер угла поворота φи шагового двигателя, соответствую­щего одному импульсу, а также цена одного импульса tи являют­ся строго обоснованными величинами. Цена tи, мм импульса опреде­ляется из соотношения:

7

(2.9)

где iр – передаточное отношение редуктора;

tхв – шаг ходово­го винта, мм;

φи – угол поворота шагового двигателя, град.

Для того чтобы единичный импульс отрабатывался приво­дом, смещение золотника, соответствующее одному импульсу, должно быть больше зоны нечувствительности привода. Выбран­ный из этих соображений угол φи поворота должен предусматри­вать ухудшение условий работы при износе гидродвигателя и рабочих кромок золотника.

Вращательное движение распределительного золотника при непосредственном соединении втулки с ротором гидродвигателя создает большое открытие h3 рабочего окна по диаметру d3 (рис. 2.8), что при небольшом рабочем объеме гидродвигателя делает большим подвод энергии, способствующий неустойчивости при­вода. Действительно, если в приводе с осевым переме­щением золотника рассогласованию по цепи обратной связи, например hп = 0,01 мм, соответствует открытие рабочих окон зо­лотника hз = hп = 0,01 мм, то в рассматриваемом приводе с по­воротным золотником при φи = 1,5°, tи = 0,01 мм и диаметре золотника dз = 12 мм

8

и, следовательно, h3 ≈ 10hп. Таким образом, передаточное отношение в цепи обратной связи рассмотренного привода с поворотным золотником в 10 раз выше, чем в приводе с осевым перемещением золотника. Поэтому рабочие окна в поворотном золотнике необходимо вы­бирать небольшой длины, а значит, расход масла через пово­ротный золотник небольшого диаметра будет ограни­ченным.

Наибольшая скорость перемещения привода ограничивается расходом масла, пропускаемым распределительным золотником, и частотой импульсов, которые может надежно отработать ша­говый электродвигатель. Из двух допускаемых скоростей по этим ограничениям следует выбрать меньшую. В приводах с системой управления «Контур 4МИ» или «Контур ЗП-68» лимитирующей явилась частота импульсов, отрабаты­ваемая шаговым двигателем. Так, двигатели типа ШД-4 отраба­тывают импульсы, подаваемые с частотой 800 Гц при набросе скачком и до 2000 Гц при плавном увеличении частоты (в тече­ние 2 – 3 с). 

Скорость v, мм/с перемещения приводов рабочего органа составляет

9

(2.10)

где f – частота импульсов, отрабатываемых системой ЧПУ и шаговым двигателем, Гц.

При цене импульса tи = 0,01 мм скорость рабочего органа составляет: при набросе скачком vраб max = 0,01∙ 800 = 8 мм/с, при плавном разгоне vуск mах = 0,01 ∙ 2000 = 20 мм/с. При умень­шении цены импульса скорость привода пропорционально па­дает.

 

   
© ALLROUNDER